
Европейский Союз, похоже, готов пойти на довольно необычный шаг: разрешить китайским компаниям доступ к европейским субсидиям в обмен на передачу технологий и интеллектуальной собственности (ИС) европейским фирмам. Эта информация просочилась из Financial Times и пока не подтверждена официально ни ЕС, ни Китаем. Ожидается, что решение будет принято до декабря, когда начнут действовать новые гранты ЕС на сумму более €1 млрд для развития европейской цепочки поставок электромобильных батарей.
На первый взгляд, всё выглядит как странный поворот событий. Не так давно ЕС ввёл довольно серьёзные пошлины на импорт китайских электромобилей (до 35,3% плюс стандартные 10% на импортные автомобили), мотивируя это недобросовестной конкуренцией и субсидированием китайской автомобильной промышленности. Небольшие уступки в ходе переговоров ситуацию не изменили. Теперь же, похоже, ЕС делает ставку на технологический обмен, заставляя китайские компании делиться своими наработками в обмен на финансовую поддержку.
Это чем-то напоминает ситуацию с китайскими совместными предприятиями (СП) в автомобильной отрасли, действовавшими до 2022 года. Тогда иностранные автопроизводители были обязаны создавать СП с китайскими партнёрами на паритетных началах, чтобы получить доступ к китайскому рынку. Многие эксперты считали, что это был способ «перекачки» западных технологий в Китай. Сейчас же ситуация зеркально противоположная: ЕС пытается «перетянуть» технологии из Китая. Интересно, что Tesla, например, смогла обойти этот механизм СП и работать в Китае на своих условиях.
Если соглашение будет реализовано, китайские компании, желающие получить доступ к европейским грантам на производство батарей, будут вынуждены инвестировать в европейские заводы и делиться с европейскими партнёрами своими технологиями и ИС. Успех этого эксперимента может определить дальнейшую политику ЕС в отношении Китая в других отраслях. По сути, ЕС признаёт своё отставание в развитии технологий производства электромобилей и необходимость сотрудничества с Китаем для достижения климатических целей.
Партнеры:
Контакты: