Блокировка китайских автомобилей в Беларуси. Миф от дилеров?
Блокировка китайских автомобилей в Беларуси. Миф от дилеров?
Развенчание мифов о блокировке китайских авто
Утверждается, что китайские электромобили, такие как Zeekr, Lixiang, Voyah Free, BYD, Avatr и другие, могут быть полностью заблокированы на территории СНГ.
Основной источник мифов о блокировке автомобилей — слухи и недостоверные публикации. Искажают понятие блокировки автомобилей, намеренно распространяя утверждения, что в случае блокировки машина полностью выйдет из строя и превратится в «кирпич».
Время идет, но ни одного из обещанных заблокированных авто так никто и не увидел.
Ситуации, когда автомобили превращаются в «кирпичи», чаще всего связаны с ошибками в процессе обновлений. Однако в условиях СНГ таких проблем не возникает, если обновления программного обеспечения осуществляются специалистами не по «воздуху», а вручную.
На самом деле под блокировкой подразумевается отключение автомобиля от серверов производителя, что приводит лишь к невозможности обновления программного обеспечения и ограничению работы некоторых онлайн-функций, таких как управление через фирменное приложение или автопилот. Основные системы автомобиля, включая двигатель, батарею и и все основные функции, продолжают работать без изменений, а возникающие ограничения могут быть легко устранены локальными сервисами.
Такое искажение информации чаще всего используется для создания необоснованных страхов у покупателей, чтобы отпугнуть покупателей от приобретения автомобилей у независимых продавцов и заставить обращаться только к официальным дилерам.
И так, под блокировкой понимают ограничения, связанные с взаимодействием автомобиля и сервисов производителя.
Прекращение связи с серверами производителя
Суть: Автомобиль теряет доступ к серверу компании-производителя из-за отключения или аннулирования сертификатов.
Последствия:
Невозможность загрузки обновлений программного обеспечения.
Отсутствие работы приложения для управления автомобилем (например, открытие/закрытие, дистанционный запуск).
Пример: Серверы блокируют серийные номера автомобилей, что делает невозможным их подключение к облачным сервисам.
Ограничение функциональности
Функции, которые могут быть недоступны:
Дистанционное управление (через Bluetooth или приложения).
Автопилот и его вспомогательные системы.
Настройка мультимедиа и интерфейсов.
Причина: Отсутствие локального аналога серверов производителя, на которые ориентированы системы авто.
Физическая блокировка систем автомобиля
Это теоретически возможный сценарий, когда производитель закладывает в ПО функцию полного отключения автомобиля.
Вероятность: Эксперты считают, что это крайне маловероятно, особенно для массовых автомобилей, так как повредит репутации производителя.
Мифы о блокировке
«Кирпич»: Автомобиль полностью выходит из строя, перестаёт работать двигатель и основные системы. Это чаще всего миф, связанный с искажённой информацией.
Причины недоразумений:
Дезинформация в СМИ.
«Испорченный телефон» при обсуждении изменений политики производителя.
Страхи владельцев из-за отсутствия официального представительства бренда в регионе.
Реальные случаи блокировки
Автомобили перестают поддерживать приложение или обновления после конкретной даты.
Затруднён доступ к некоторым функциям из-за отсутствия мастер-аккаунта.
Пример из документа: после определённых обновлений сервера блокируют синхронизацию, из-за чего приложение управления авто перестаёт работать.
Позитивный аспект блокировки
После отключения от серверов производители и локальные сервисы предлагают решения, которые переводят автомобиль на локальную инфраструктуру. Это может улучшить автономность автомобиля:
Авто перестаёт отправлять данные на китайские серверы.
Можно адаптировать автомобиль для работы с местными приложениями и сим-картами.
Вывод: В большинстве случаев эти проблемы решаемы с помощью локальных специалистов и технологий, что делает «блокировку» скорее техническим неудобством, чем реальной угрозой.
На практике отключение от китайских серверов может быть воспринято как преимущество. Это снижает риски утечки данных и позволяет использовать локальные альтернативы для управления автомобилем.
Мастер-аккаунт и его роль в функционале автомобилей
Для многих владельцев китайских автомобилей понятие мастер-аккаунта остаётся новым и малопонятным. Это учётная запись в фирменном приложении бренда, связанная с конкретным автомобилем. Регистрация мастер-аккаунта чаще всего требует китайского номера телефона, который, в свою очередь, привязывается к паспортным данным владельца в Китае.
Основные особенности мастер-аккаунта:
Регистрация мастер-аккаунта даёт доступ к личному кабинету и управлению автомобилем через приложение бренда, например, Zeekr.
Для создания мастер-аккаунта требуется eSIM с китайским номером телефона, зарегистрированным на паспортные данные владельца в Китае.
Функции, требующие мастер-аккаунта:
Привязка Bluetooth-ключей:
На автомобилях Zeekr 001 дорестайлинговой версии без мастер-аккаунта невозможно самостоятельно привязать Bluetooth-ключи. Решение проблемы возможно только через дилерское оборудование.
На моделях Zeekr 009 и Zeekr X привязка ключей возможна и без мастер-аккаунта.
На рестайлинговой версии Zeekr 001 проблема также решена.
Дистанционное управление автомобилем через приложение.
Настройка некоторых систем и функций автомобиля, завязанных на облачные сервисы производителя.
Альтернативные решения:
Сервисы в СНГ предлагают привязку Bluetooth-ключей и настройку функций без необходимости мастер-аккаунта. Например:
Использование дилерского оборудования для привязки ключей и перепрошивки автомобиля.
Разработка и использование локальных приложений для управления автомобилем.
Что важно знать владельцам Zeekr 001 дорестайлинговой версии?
Единственная модель, где проблема с привязкой ключей без мастер-аккаунта действительно актуальна, — это Zeekr 001 дорестайлинговой версии. В таких случаях владельцы могут обратиться в сервисный центр, где привязка выполняется через дилерское оборудование.
Обслуживание китайских автомобилей
На фоне популярности китайских автомобилей активно развивается инфраструктура их обслуживания. В Беларуси и СНГ доступны:
Русификация и адаптация программного обеспечения.
Перепрошивка для отключения зависимости от серверов производителя.
Альтернативные решения для управления автомобилем через локальные приложения.
Доставка оригинальных запчастей с минимальными сроками ожидания.
Для таких автомобилей, как Zeekr, сервисные центры предлагают обновления ПО, русификацию интерфейса, привязку Bluetooth-ключей и настройку автопилота. Всё это выполняется с использованием официального дилерского оборудования, что минимизирует риски для владельцев.
Вывод
Мифы о блокировке китайских автомобилей не обоснованы. Такие модели, как Zeekr, Lixiang, BYD, Avatr остаются функциональными даже без подключения к китайским серверам. Развивающаяся инфраструктура обслуживания в СНГ и доступность локальных решений делают эксплуатацию этих автомобилей удобной и безопасной.