Tesla и BMW подали в суд на ЕС из-за пошлин на электромобили из КитаяСоКомпании Tesla и BMW присоединились к ряду автопроизводителей, подавших судебные иски против Евросоюза из-за введённых антисубсидиарных пошлин на электромобили, произведённые в Китае. Ранее подобные меры оспаривали китайские компании BYD, Geely и SAIC.
Причины введения пошлин
В октябре 2024 года Евросоюз установил дополнительные антисубсидиарные пошлины к уже существующему 10%-ному тарифу на импорт автомобилей. В результате:
- Электромобили Tesla китайского производства облагаются дополнительным налогом в 7,8%.
- Для BMW пошлина составила 20,7%.
- Для SAIC ставка достигает 35,3%.
Как сообщает The Wall Street Journal (WSJ), размер этих пошлин был определён в зависимости от объёмов поддержки, которую компании получали от китайских властей.
Согласно данным Financial Times (FT), расследование ЕС в 2023 году показало, что китайское правительство активно поддерживает свою электротранспортную промышленность, предоставляя:
- Льготные кредиты.
- Выгодные сделки на приобретение земельных участков под заводы.
- Субсидии для поставщиков.
Судебные иски и их последствия
В январе 2025 года Tesla и BMW подали иски в Генеральный суд ЕС, стремясь оспорить введённые пошлины.
Возможные сценарии:
- Отмена пошлин – компании смогут возместить убытки и продолжить поставки по более выгодным условиям.
- Поддержка решения ЕС – пошлины останутся в силе, что может повлиять на цены автомобилей и стратегию поставок.
- Затяжное разбирательство – процесс может занять около 18 месяцев, а затем перейти в высшую судебную инстанцию.
Кроме Tesla и BMW, судебные иски подали:
- Китайские автопроизводители BYD, Geely и SAIC.
- Китайская торговая палата по импорту и экспорту машин и электронных изделий (CCCME).
Они утверждают, что пошлины нарушают правила Всемирной торговой организации (ВТО) и принципы свободной торговли.
Доля китайских электромобилей в ЕС
- В 2024 году около 20% всех проданных в ЕС электромобилей (примерно 300 тысяч автомобилей) были произведены в Китае.
- Tesla занимает 28% среди китайских электромобилей, импортируемых в Евросоюз.
Производственные мощности Tesla в Китае
- Завод Tesla в Шанхае – первая площадка компании за пределами США.
- Строительство началось в 2018 году, а уже в 2019 году с конвейера сошли первые автомобили.
- Gigafactory в Китае играет ключевую роль в поставках на европейский рынок.
Рассмотрение исков Tesla и BMW против Евросоюза может существенно повлиять на:
- Торговую политику ЕС в отношении китайских электромобилей.
- Конкурентоспособность европейских автопроизводителей.
- Глобальные торговые отношения между ЕС, Китаем и США.
Компании надеются на положительное решение суда, которое позволит им избежать дополнительных финансовых барьеров и продолжить развитие бизнеса в Европе.